Отвлечемся на секунду от вопросов постановки света, от обработки, от
раздумья над тем что именно мы будем снимать и поговорим о том, почему
одни фотографии кажутся нам объемными, в то время как в других все
выглядит «плоско». Посудите сами – объем на фотографии вещь кажущаяся. Двумерное
изображение не может быть объемным просто уже потому, что в нем не
существует третьего измерения, собственно и характеризующего некую
дистанцию удаленную. Однако наш глаз видит одно, а мозг говорит нам что
«тут есть некая глубина». Прежде всего наш мозг способен, казалось бы, распознавать объем по
характеристикам вроде «резко-нерезеко». Однако подумайте – ведь та же
зона резкости имеет нерезкие участки и до и после себя. Так как же наш
мозг сможет сообразить где передний план, а где задний, если речь идет о
двумерном изображении? Опять таки – посмотрите на картины великих
художников, в том числе и Рембрандта, столь любимого художниками, и
Шишкина, столь любимого сладкоежками. Видим ли мы на картинах четкие
переходы резко/нерезко? Видим ли мы некую «попиксельную» резкость на
глазах? Однако, мы в то же время, видим объем. Секрет в использовании света и тени, как уже догадался (или знает) читающий. Посмотрите на иллюстрацию справа. На верхней раскадровке я закрасил
лимоно-апельсин сплошным ровным цветом, сохранив при этом размытость
фона и резкость тени (для тех кто все еще не верит что объект получится
плоским при подобном подходе). Заметьте насколько наш мозг тут же
способен сказать «ага! – тут картонка стоит плоская, а вокруг есть что
то живое и объемное». Но стоит добавить немного бликов на плоский рисунок (средняя
картинка) – как мозг начинает подавать нам привычные сигналы наличия
объема. Помните, как на уроках черчения в школе нас заставляли
«аккуратно заштриховывать тень» (я, учась к тому времени уже лет 7мь в
художке, вечно норовил размазать ее потом бумажкой, чтобы было красивее и
получал тройки за неаккуратные чертежи). Поэтому наличие бликов на кадре – далеко не всегда делает кадр хуже,
поскольку блики – это характеристика видимого объема, которую наш мозг
способен декодировать в выпуклости или вогнутости. Как и наличие тени
разной степени резкости. Кстати, именно глубокие чередующиеся контрастные тени и свет в рисунке породили то, что называется в живописи Chiaroscuro. Теперь добавим чуть больше подобных теней и бликов – и мы получаем объемный кадр. (для тех, кто интересуется как было снято – солнце било в окно
сверху и сзади, а слева от апельсино-лимона стояла белая «заполняющая»
карточка). Одно из самых желаемых освещений при фотографии это вовсе не ровный
заливающий все свет, оставляющий минимум резкий теней. Как, кстати, и
не жесткий свет, оставляющий резкие контрастные тени повсюду, но уже
лишь потому, что тени в этом случае будут «выеденными» в черный и
зритель не увидит в них деталей. А свет, который дает эффект чередования
между освещенными и теневыми участками. (Но помните, что глаз путешествует в первую очередь к освещенным и ярким участкам, а потом уже идет в теневые).
Именно поэтому, кстати, лобовая мощная вспышка «уплощает» кадр
визуально, для зрителя, поскольку она стремиться равномерно осветить все
на переднем плане, а мы привыкли в жизни, что свет идет не у нас из
глаз, а сверху/сбоку, и интерпретация объема и направленности идет по
теням.
|
|