Основы портативного света - 1 - узнаание.Основы портативного света - 1 - узнаание. Фотографы, не пользующиеся портативным
светом, делятся на две жесткие группы. - Вторая группа признает, что есть такие игрушки, но считает себя истинными мастерами «естественного света», как правило, при этом подсознательно боясь и не понимая сути игры со светом. Первые могут знать несколько расхожих схем постановки освещения и могут быть как обычными новичками, только что купившими свой первый «студийный» кит (два зонта, два ужасных источника света без плавной регулировки мощности), так и матерыми фотографами с десятками лет опыта за спиной, у которых в арсенале – октабанки и софтбоксы размером с 5-местную палатку. Однако в последние годы, с развитием портативного освещения, ответ на вопрос «пользоваться или нет» все чаще звучит как «конечно, пользоваться». Судите сами, посмотрите на свои снимки и на те, что выложены на форумах: когда вы чаще всего ругаетесь на свое оборудование? Когда вам не хватило света или когда имеющийся свет был избыточно жестким. В итоге – пересветы/недосветы, сходящая с ума автоматика и вечная погоня за супер-обьективами и супер-матрицей с невообразимо широким диапазоном. Между тем достаточно было (не всегда, но зачастую) иметь с собой одну / две вспышки с или хотя бы один отражатель, – и проблемы как таковой не возникло бы. В конце концов, фотография – это рисование светом и тенью. Почему-то про первую часть многие забывают. Итак, я надеюсь, что я хоть как-то убедил вас «попробовать». Ну, или вы уже сами себя убедили, зайдя в мой блог. Для начала неплохо было бы определиться с терминами и с тем, что нам вцелом понадобится. Заодно разберемся с несколькими мифами и уловками. Вспышка Итак, прежде всего нам нужна вспышка. Большинство современных производителей камер делают и вспышки, однако есть и сторонние производители. А есть ведь еще и старые вспышки…Что же использовать? Ответ прост: используйте то, что вы на данный момент можете себе позволить, и что соответствует вашим целям. Если есть возможность – всегда лучше покупать вспышку с ведущим числом побольше. Однако (мое личное мнение) если за цену вспышки «помощнее» надо заплатить как за две малых (как в случае с Олимпусом FL36 x 2 = FL50 или Никоном 2 x SB600 = 1 SB800), возможно, имеет смысл взять две малых, и потом уже докупить третью – большую. Впрочем, всегда есть еще Vivitar 285VH, который стоит приблизительно 0.8 от текущего уровня цен на вспышки с ведущим числом в районе 30-36, не говоря уже про 1/4 от вспышек помощнее. Однако – есть еще и старые вспышки, и это тоже может повлиять на ваш выбор. Посудите сами: если на вашей камере
есть встроенная вспышка, а у вас в кладовке
со старых времен (или от друзей/родни)
завалялось несколько старых вспышек,
– то какой вам смысл начинать путешествие
в мир портативного света, тратя кучу
денег? Купите себе оптические триггеры, если
уж совсем страшно – купите один триггер
8). Но я по опыту скажу: вам захочется
поставить их на все имеющиеся вспышки,
если только у вас нет другой системы
поджига… Но тут я забегаю вперед. Итак – вспышка. Подойдет любая. Только
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не ставьте свои старые
пленочные вспышки прямиком на камеру.
Старые вспышки могут иметь слишком
высокое напряжение на контакте, и тогда
вам придется тут же бежать в сервис.
Старыми пленочными вспышками лучше
всего пользоваться через удаленный
«поджиг». О нем будет рассказано
дальше. Желательно (но вовсе не
обязательно), чтобы вспышка имела
регулировку мощности от 1 до – хотя
бы – 1/64. Лучше – 128. Если ваша вспышка такой
регулировки не имеет – не отчаивайтесь,
не все потеряно. Есть очень простой
трюк: можно залеплять «мордочку» вспышки,
скажем, изолентой, – и это будет
понижать ее мощность. Будет выглядеть
не так круто, можно смастерить задвижку
из картонки Но главное – помните, что
вспышка греется, и подобная конструкция
может воспламениться, Еще одно желательное свойство, особенно если вы планируете работать со вспышкой в режиме ТТЛ, – это поворачивающаяся голова. Если вам наплевать на ТТЛ и вы будете использовать вспышку вне камеры (а это реально лучший способ, поверьте), – забудьте про сей параметр. Вне камеры вы можете вертеть вспышку во всех плоскостях. И еще одна важная штука, которая возникнет не раз, – это то, что называется «зуммирующая головка» у вспышки. Они бывают механические, как у вивитаров, или автоматические – как у Олимпусов, Никонов и Кэнонов (и нескольких других производителей). Зум этот просто-напросто двигает собственно вспышку (лампочку или набор) относительно линзыФренеля, стоящей на мордочке вспышки. Чем больше число зума – тем уже луч, тем более концентрирован пучок света и тем дальше он пойдет. Чем меньше число (скажем, 8мм) – тем шире луч, и тем быстрее он утратит свою интенсивность. Если на вашей вспышке есть такая установка (кстати, старые советские вспышки ее не имеют) – попробуйте подойти к стене и, меняя установку, «покыхать» на стенку: вы заметите, что размер пятна будет уменьшаться с увеличением числа на зуме и увеличиваться – с его уменьшением. Я сознательно не пускаюсь тут в
дискуссию о новых системах дистанционного
управления вспышками с камеры и т.п.
Однако помните, что Никон, Кэнон, а
теперь и Олимпус, имеют собственные
системы дистанционного управления
вспышками, как правило, адекватно
работающих в пределах 5 метров. Это
обеспечивает, в частности, дистанционный
ТТЛ, либо ручную подстройку без
необходимости гулять ногами. Минус
этих систем – зависимость от
производителя, малая дистанция и
оптическое управление, что, скажем,
лишает вас возможности работать из-за
угла. Итак, предположим, вы купили вспышку.
Или нашли старую. Следующий вопрос. Как синхронизировать («ПОДЖИГАТЬ»)? Вы можете пользоваться «башмаком» на камере (для тех, кто не сталкивался с термином, – это вот тот паз на маковке вашей камеры, куда, по виду, подходит нога основания у вспышки 8)). «Горячий» башмак – это разъем, который
позволяет поджигать вспышку. «Холодный»
башмак – это, по сути, просто место, куда
ее можно прикрепить, чтобы она держалась
(нет контактов: такого рода башмаки бывают
на всяких адаптерах для световых стоек
и т.п.) Итак, с горячего башмака мы можем либо
синхронизировать вспышку, стоящую в
оном, либо купить себе дополнительный
шнурок-адаптер, который одним концом
вставляется в башмак, а на другом –
собственно, имеет подобный же башмак
(помните, что я говорил про старые
вспышки? Этот способ для них не
подойдет). Такой способ подключения
дает вам возможность сохранить
ТТЛ-режим – если он вам нужен – и в то
же время убрать вспышку непосредственно
с камеры. Минус – провод будет Однако такой способ считается очень хорошим, если вы хотите снимать репортаж и нужно доставать вспышкой через головы. Прикрутите вспышку и удлиняющий шнурок на монопод, прикрепите шнурок к камере, – и у вас в руках замечательный способ посветить куда надо, поверх голов (и заодно стукнуть можно кого-то по пути, если сильно надоели). Плюс портативной вспышки тут налицо: подобной конструкции без легкой портативной вспышки вы бы не сделали – пришлось бы за собой на веревке водить ассистентов. Идея кстати не моя, каюсь. Но идея полезная. Далее, если у нас нет шнурка (а для некоторых систем поиск таких шнурков – особенно в России – сравним поисками Янтарной Комнаты), то можно поискать на камере синхроконтакт. Большинство топовых камер подобный контакт имеют, и для старых фотографов именно он выглядит очень знакомо – металлический кружочек с штырько-приемничком. Если таковой есть, то можно использовать синхрокабель, только вот незадача: основная часть современных вспышек (кроме, опять-таки, Никона) лишены подобного разъема (спасибо, Олимпус и Кэнон, вы настоящие друзья). Поэтому придется или паять переходничок руками, или забыть о подобном способе на некоторое время. В остальном – по сути все будет так же, как и с ТТЛ шнурком, только без ТТЛ функционала. Итак, если со шнурками ничего не выходит, то остается дистанционный поджиг. Это достигается либо с помощью оптических ведомых элементов (слейвов), либо по радио. Оптические элементы дешевы. Многие из новых вспышек (Никоны, Кэноны и R-серия Олимпуса) имеют встроенные оптические элементы, так что покупать вообще ничего и не придется. Поджиг происходит от вспышки с камеры. Недостаток в том, что вашу вспышку сможет запустить любой другой человек. Еще один минус – вам надо обеспечить то, чтобы элемент не только видел вспышку (в случае чего ее можно, безусловно, отражать от стен), но и чтобы она была «ощутима». Слабая вспышка при ярком солнечном свете может остаться не замеченной. Третий недостаток, хоть и слабо ощутимый, – это задержка. Радио-элементы. Есть дешевые китайские
с ebay.com (gadget infinity, в частности, ими там
торгует). Дешевые, но весьма ненадежные.
У меня такие умерли три штуки за год.
И срабатывают иногда через раз. Расстояние
держат – метров 10-20 максимум. Есть
подороже – radio poppers, новая разработка
с полной поддержкой ТТЛ. Они есть не
для всех систем. Дистанция пока тоже
не очень, но работа продолжается – может,
что-то получится. Есть еще канадцы со
своей разработкой, и недавно alien bees
обьявили о новой попытке сделать свои
триггеры для студийной (но мы-то знаем
что все можно перепаять 8)) работы за
60 баксов. Король в этом сегменте –
Pocket Wizard-ы. Дистанция – до 500 метров,
безотказная работа, возможность запускать
не только вспышки, Скорость синхронизации и почему она важна Следующий момент, который важно выяснить, – это скорость синхронизации. У каждой камеры – своя скорость синхронизации. Эта скорость определяется типом затвора. И вот тут, как ни смешно, любой компакт пока что опережает dSLR, ибо они синхронизируются при любых скоростях, а вот большинство суперкрутых зеркалок – лишь до 1/250. Исключение - это D70s, который мог идти до 1/500. В реальности можно попробовать чуть
более высокую скорость затвора (скажем,
320, если в камере заявлена скорость 250,
или 250 – при 200) - как правило, это
работает. Так или иначе, – почему нам бывает
нужна синхронизация «выше». Ответ прост
– свет. Если мы получаем слишком много
света – скажем, снимая портрет при
резком солнечном свете и желая заполнить
тени с помощью Последнее прибежище фотографа –
neutral density filter (нейтральные фильтры) –
может нас выручить в этой ситуации.. Для снимающих в ТТЛ режиме – накамерно
или в системе удаленного Что же произойдет, если затвор камеры окажется быстрее скорости синхронизации? – Ничего. Просто кадр будет освещен не полностью или вообще не освещен, если выдержка сильно короче. Что произойдет, если затвор будет ДЛИННЕЕ скорости синхронизации? Оооооо.. Вот тут-то открываются возможности для реального креатива со вспышками. И про это – отдельно и чуть позже.
|
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|